8-910-381-70-92 
Контакты
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ в Нижнем Новгороде
oбразовательный сайт преподавателя
русского языка и литературы
Амелиной Елены Владимировны
О преподавателе
     Итоговое сочинение
     ОГЭ по русскому языку
     ЕГЭ по русскому языку
     ЕГЭ по литературе
     Банк критических материалов
  Главная › Итоговое сочинение

План сочинения

Направления и темы 2020-2021

Как получить «зачет» за итоговое сочинение

Итоговое сочинение – ваш допуск к ЕГЭ

Итоговое сочинение – первое испытание для школьников на пути к ЕГЭ по русскому языку. Оно оценивается по системе «зачет»/«незачет».Получение зачета обеспечивает допуск ученика к ЕГЭ по русскому языку. Вузы начисляют абитуриентам от 3 до 10 баллов за итоговое сочинение. Если же вы получили «незачет» по сочинению, то вы можете пересдать его в течение года.

Критерии оценки сочинения

Зачет по выпускному итоговому сочинению можно получить при условии удовлетворения вашей работы трем основным требованиям:
  • объем сочинения должен составлять не менее 350 слов;
  • в сочинении должны быть приведены 2 литературных аргумента;
  • сочинение должно быть самостоятельным, оригинальным, при написании его недопустим плагиат.
  • План сочинения и основные ошибки

    Ваше сочинение должно раскрывать выбранную тему, отличаться продуманностью композиции, в нем не должно быть нарушения логики, повторов одной и той же мысли, недопустимо произвольное расширение темы.

    Композиционная стройность – это соответствие сочинения четкому плану, традиционной схеме. При этом переходы от одной части к другой должны быть плавными и мотивированными.

    Во вступлении (1 части) вы должны дать ответ на вопрос или раскрыть смысл цитаты. Зачастую цитата или вопрос включают в себя какое-то понятие. Вы можете дать четкое, хорошее определение этого понятия, воспользовавшись толковым словарем (школьникам предоставляют толковый и орфографический словари на итоговом сочинении). Далее переходите к основным частям. Используйте при этом речевые клише, обычные фразы-связки: «Об этой проблеме часто размышляли русские поэты и писатели, историки и философы...»; «В качестве второго аргумента рассмотрим роман Л. Н. Толстого...».

    Выделяйте абзацы, каждую часть пишите с красной строки. При этом внутри основных частей, посвященных литературным аргументам, вы можете выделить несколько пунктов (оформляя каждый с красной строки), в соответствии с содержанием вашего сочинения. Не забывайте о том, что после анализа каждого литературного произведения должен быть свой микровывод, резюмирующий авторскую позицию, идею произведения в направлении вашей темы.

    Не нужно заявлять свой тезис в каждом из литературных аргументов. Ваш тезис представлен уже во вступлении, литературные аргументы призваны подтвердить этот тезис. Никаких дополнительных тезисов в этих пунктах выделять не нужно! Поэтому в частях, посвященных аргументации, вы должны время от времени делать акцент на общей теме сочинения, увлекая таким образом за своей мыслью читателя (рассказав о каком-то эпизоде из жизни героев, свяжите его тут же с общей темой сочинения). Ваша задача – «вывернуть» материал так, чтобы он идеально подходил к заданной теме.

    Нарушение логики

    Логическая ошибка – это противоречие тезиса и основной части. Например, ваш тезис звучит так: «Чацкий – человек нового поколения, «века нынешнего»...», в основной же части вы, кроме дифирамбов герою, предтече декабристов, выделяете черты, сближающие его с фамусовским обществом, – светский образ жизни, дендизм, высокомерие, склонность сплетничать и обсуждать знакомых и т. д. Здесь мы видим явное нарушение логики: в основной части вы должны сделать акцент на тех чертах героя, которые отличают его от московского мира, а не сближают Чацкого с ним.

    Повторение одной и той же мысли

    Нельзя допускать повторов одной и той же мысли в различных пунктах сочинения. Допустим, в одном месте вы писали о том, какой грубой и невежественной помещицей предстает госпожа Простакова, в другом месте замечаете, что характер ее интересный и многогранный (к примеру, она нежная и любящая мать), а потом вновь начинаете «критиковать» эту героиню, отмечая ее невежество, корыстность, хамство и т. д. Здесь идет явное нарушение композиции вашего сочинения. Логично было бы в одном месте расписать все отрицательные качества этой героини, привести примеры поступков, раскрывающих эти качества (брань с домашними, грубость в отношении слуг, план женитьбы Митрофана на богатой невесте). А затем уже сделать переход: «Однако критики отмечали, что отрицательные герои у Фонвизина живы и интересны, положительные же напоминают скорее ходячую схему добродетели. И во многом причиной тому послужила многогранность характеров отрицательных персонажей. Так, госпожа Простакова у Фонвизина не только невежественная помещица, но и заботливая, любящая мать. Всей душой она любит сына, и воспитывает его в соответствии с собственными представлениями о жизни. И в этом – несомненная заслуга драматурга, сумевшего преодолеть в своей пьесе традиции классицизма и стоящего на пути к реалистическому искусству». И больше вы уже не возвращаетесь к отрицательным качествам героини, иначе будет эффект «кружения мысли».

    Произвольное расширение темы

    Допустим, ваша тема связана с «русским бунтом, бессмысленным и беспощадным» (здесь можно привести в пример «Капитанскую дочку», «Кому на Руси жить хорошо», «Войну и мир», поэму «Двенадцать»). При этом в вашем сочинении не нужно расписывать «прекрасные нравственные качества Гринева», заветы его отца, неуместно говорить здесь и о милосердии Пугачева, т. к. тема звучит иначе (здесь будет и нарушение логики (в теме заявлен отрицательный аспект личности Пугачева), и произвольное расширение темы); ни к чему вам описание бедственного положения крестьян в поэме Некрасова и воспроизведение мыслей автора о могуществе Руси; неуместен будет анализ зарождения любви княжны Марьи и Николая Ростова и т. п.)

    Раскрытие темы и трактовка художественных образов

    И самое главное – это раскрытие темы, ваше сочинение должно строго соответствовать заданной теме. Литературные аргументы должны раскрывать смысл выбранной вами цитаты, отвечать на выбранный вами вопрос и т. д. Вы должны попасть с ними в цель, подобно снайперу. Если аргументы будут неудачными, то сочинение могут не зачесть. И здесь у многих ребят могут быть реальные проблемы, т. к. в последнее время неверно трактуют многие литературные образы, поступки героев и т. д. Так, например, школьники в последнее время утверждают, что Базаров у Тургенева – слабый человек, не смог пережить неудачу в любви, а Татьяна Ларина у Пушкина – неискренняя и лживая, т. к., испытывая чувства к Онегину, сохраняет верность мужу. Все это в корне своем неверно. Базаров – очень сильный человек, он достойно ведет себя с Одинцовой, мужествен перед лицом смерти. Татьяна Ларина – сильная и цельная личность, воспитанная в духе народной морали, и измена мужу для нее равносильна измене себе самой. Поэтому в процессе подготовки к итоговому сочинению неплохо вспомнить содержание произведений (обращайтесь к сайтам с кратким изложением сюжета), почитать хорошие, серьезные учебники по литературе. Один из самых лучших – это учебник Лион П. Э., Лоховой Н. М «Литература для школьников старших классов и поступающих в вузы»». М., «Дрофа» 2002. Также прекрасный профессиональный анализ литературных произведений дается в учебниках Лебедева Ю. В. Интересные, современные и оригинальные трактовки классических образов и сюжетных ситуаций дают П. Вайль и А. Генис в книге «Родная речь: уроки изящной словесности».

    Помните о том, что в вашем сочинении не должно быть фактических ошибок: не путайте фамилии авторов, названия произведений, их жанр (не называйте «Мертвые души» повестью или романом, это поэма), не путайте детали сюжета (Раскольников не погибает в финале романа Достоевского) и т. д.

    Пунктуационные, орфографические и стилистические ошибки

    В вашем сочинении не должно быть ошибок по культуре речи. Не нужно выстраивать свой текст в виде огромных предложений-периодов (те самые у Толстого, которыми был возмущен Тургенев), избегайте сложных, витиеватых фраз, т. к. в них вам обеспечены ошибки в области культуры речи и стилистики. Между тем многие преподаватели внушают школьникам мысль о том, что простые предложения демонстрируют проверяющим методистам примитивность мышления. Это в корне своем неверно. Вспомним здесь высказывание Чехова о том, что «краткость – сестра таланта» и пишем так, чтобы «словам было тесно, а мыслям – просторно». Иначе говоря, все свои огромные, сложные предложения вы должны разбить на краткие, четкие и лаконичные фразы. Неверно и то, что предложения нельзя присоединять союзами. Мы активно используем союзы «И» (присоединительный), «НО», «ОДНАКО», «ЕСЛИ». Союз «А» действительно лучше использовать с осторожностью (зачастую он придает речи разговорный оттенок). Также осторожнее с использованием союза «ПОТОМУ ЧТО» в начале предложения, т. к. вас могут упрекнуть в необоснованной парцелляции.

    Не допускайте в вашем тексте «канцелярского стиля». Он создается употреблением в речи большого количества «канцеляризмов», например: «в свете изложенного выше мы можем утверждать», «в целях обеспечения безопасности Раскольников...», «принимая во внимание особенности характера Печорина...» и т. д. Если круто разбавите свое сочинение такого рода выражениями, оно будет напоминать инструкцию по технике безопасности и охране труда. Такие фразы нужно заменять более простыми: «Как мы заметили выше...», «Опасаясь разоблачения, Раскольников...», «Вспомним об особенностях характера Печорина...».

    Другая распространенная ошибка – тавтология. Помните о том, что в одном и том же предложении (и в соседнем) нельзя употреблять одинаковые или однокоренные слова: «Писатель пишет...», «Писатель отмечает...», «Писатель раскрывает...». Пользуйтесь синонимами: «автор», «он», «Грибоедов» и т. д.

    Не употребляйте в своем тексте слова разговорного стиля, просторечие, жаргонизмы («баба», «зряшный», «дурак», «работяга», «парень», «растрепа», «хихикать», «выпендриваться», «предки»). Помните о том, что ваш язык не должен выходить за рамки русского литературного языка.

    Наконец, будьте корректны при обращении к литературным персонажам. Нельзя называть Татьяну Ларину, Наташу Ростову «девушками». Это комплиментарное обращение эпохи СССР, но никак не выражение пушкинской эпохи. Этих героинь мы можем назвать «барышнями». Действительно, есть выражение «тургеневская девушка», однако оно стало устойчивым, и его уместно использовать лишь по отношению к героиням этого писателя. Соответственно, нельзя называть князя Андрея «парнем». Называйте героя так, как его называет сам автор, нельзя пушкинскую Татьяну называть «Таней», Пьера Безухова – «Петром» и т. д. При этом также старайтесь избежать тавтологии, используйте контекстные синонимы: «Татьяна Ларина», «она», «героиня», «юная барышня».

    После написания сочинения внимательно проверьте свой текст, исправьте пунктуационные и орфографические ошибки. При проверке орфографии используйте орфографический словарь – его выдают на этом сочинении.

    Подготовка к сочинению по 3 направлениям

    При подготовке к сочинению тщательно проанализируйте каждое из предложенных 5 направлений. Подумайте, какие направления является для вас наиболее понятными, близкими. При этом вы должны детально проработать не менее 3 направлений (классика подготовки). Подумайте, какие темы сочинений вписываются в рамки этих направлений, какие литературные произведения будут тут уместны в качестве аргументов. Имейте в виду, что вы можете использовать и лирические произведения (стихотворения), цитировать их, приводить в качестве аргументов исторические статьи, работы философов, публицистику, опираться на события русской истории.

    Плагиат

    Помните о том, что ваше сочинение должно быть оригинальным, самостоятельным, т. к. обязательно будет его проверка на плагиат. Поэтому нельзя списывать сочинения из Интернета или из книг. Однако допустим ваш оригинальный пересказ любого критического материала, который вы использовали в процессе подготовки. Удачи вам в написании итогового сочинения и 10 баллов за него!

    Вернуться на страницу «Главная»

    Подготовка к выпускному итоговому сочинению в Нижнем Новгороде

    Воспользуйтесь авторской учебно-методической литературой, которая может помочь при подготовке к итоговому сочинению.

    Позвонить: 8-910-381-70-92
    Написать: info@ege-nn.ru
    © 2014-2023 Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку
    и литературе в Нижнем Новгороде, www.ege-nn.ru
    Условия копирования
    О сайте | Карта сайта | Обратная связь Яндекс.Метрика