|
|
Средства художественной выразительности, тропы и риторические фигуры
Тестовая часть проверяет ваше знание средств художественной выразительности,
тропов и риторических фигур. Вы должны научиться находить в тексте эпитеты,
сравнения, метафоры, олицетворение и метонимию, литоту и гиперболу, иронию,
оксюморон, антитезу, анафору и эпифору, градацию, парцелляцию, синтаксический
параллелизм и т. д.
Причем эти понятия необходимы не только при анализе стихотворения, но и при
выполнении тестовой части (есть вопросы, проверяющие знание тропов), а также при
написании всех сочинений.
Эпитет – это красочное, эмоциональное определение, формально он чаще всего
предстает собой сочетание прилагательного (причастия) и существительного («робкое
сердце», «серебряный смех», «ослепительно-голубое небо», «малиновая улыбка»,
«мармеладное настроение» и т. д. Не будут являться эпитетами определения, выраженные
относительным прилагательным («деревянный стул», «кожаный портфель»).
Сравнение представляет собой сравнительный оборот, в котором есть союзы «как»,
«словно», «будто», «как будто», «точно». Например: «Твои уста, как роза рдеют» (П.),
«Будто кошка, выскочил Казбич из-за куста» (Л.), Луна взошла багряная, точно больная
(Ч.) Сравнение может быть выражено творительным падежом существительного:
«Градом (как град) посыпалась картечь» (Л.)
Метафора – это скрытое сравнение, она несет в себе переносный смысл: «Горит
костер рябины красной...» (Е.), «И сердце вновь горит и любит...» (П.), «Глаголом жечь
сердца людей...» (П.), «Парадом развернув моих страниц войска...» (М.) В составе
метафоры чаще всего присутствует глагол, однако существуют метафоры и иного типа:
«червь сомнения», «осень жизни», «ледяной тон» (метафорический эпитет).
Олицетворение – наделение неодушевленного предмета свойствами живого
существа: «море смеялось» (Г.), «солнце улыбалось», «камыш шепчет», «зарыдали
разливные бубенцы» (Е.), «Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года...»
(П.). Олицетворение является видом метафоры.
Метонимия – это уменьшение словосочетания, трансформация его, перенос свойств
предмета на другой на основании их смежности: «съел три тарелки» (супа), «читать
Толстого» (произведения Толстого). Метонимия предполагает замену понятий: вместо
Пушкина скажем «автор «Евгения Онегина», «Все флаги в гости будут к нам...»
(страны) (П.), «На серебре, на золоте едал!» (использовал посуду из серебра и золота).
Литота – это выраженное приуменьшение: «мальчик-с-пальчик», «Ваш шпиц –
прелестный шпиц, не более наперстка...» (Гр.)
Гипербола – фигура, противоположная литоте, сильное преувеличение
изображаемого явления: «великан размером с башню», «море слез», «щетки тридцати
родов и для ногтей, и для зубов...» (П.) «...шаровары в таких широких складках, что если
бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением» (Г.).
Ирония – скрытая авторская насмешка: «Отколе, умная, бредешь ты, голова?»
(обращение к ослу) (Кр.) «Конечно, много бы можно сделать разных запросов... зачем
воровка ключниица? зачем нечистоплотны и пьяницы слуги? зачем вся дворня спит
немилосердым образом и повесничает? Но все это предметы низкие, а Манилова
воспитана хорошо» (Г.)
Оксюморон – сочетание несовместимых понятий: «горячий снег», «мертвые души»,
«медный всадник», «живой труп», «пышное природы увяданье», «звонкая тишина».
Антитеза – противопоставление: «Они сошлись Волна и камень, Стихи и проза, лед и
пламень. Не столь различны меж собой» (П), «Где стол был яств, там гроб стоит» (Д.)
Анафора – единоначалие: «Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза» (Е.),
«Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел» (П.)
Эпифора – наличие одинаковых концовок в предложениях: « — Лес не тот! — Куст
не тот! — Дрозд не тот!» (Ц.)
Градация – нарастание или ослабление признака в предложении: «не жалею, не
зову, не плачу...» (Е.), раздался громкий, оглушительный, наводящий ужас на всю округу
крик, «никто не даст нам избавленья, Ни бог, ни царь и ни герой» (П.)
Парцелляция – «рубленая фраза», расчленение предложения на самостоятельные
отрезки: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» (Б). «Двенадцать бьёт. Четыре бьёт. И шесть.
И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь. Плечом. На тучу. Тяжко. Опершись». (А.)
Синтаксический параллелизм – одинаково построенные фразы (по одной и той же
синтаксической схеме): «Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?»
(Л.) «Алмаз шлифуется алмазом, Строка диктуется строкой» (Н.)
Вернуться на страницу «Тестовая часть ЕГЭ»
|
|
Подготовка к ЕГЭ по литературе в Нижнем Новгороде
Воспользуйтесь
авторской учебно-методической литературой, которая может помочь при подготовке к ЕГЭ по литуратуре.
|