|
|
Стиховедение
Основательные знания необходимы вам и при анализе стихотворения. Вы должны
научиться определять приемы, характеризующие фонетический строй речи, разбираться в
тропах, метрике, вспомнить все виды рифмовки (парная, кольцевая, перекрестная), виды
строф (катрен, секстина, октава и т. д.).
Тестовые вопросы часто проверяют ваши знания в области фонетического строя
речи. Так, с целью придания выразительности в речи часто используется звукопись.
Основные формы звукописи – аллитерация (частое повторение определенных согласных
звуков): «Ворон канул на сосну,
Тронул сонную струну» (Б); ассонанс (частое повторение
определенных гласных звуков): «Унылая пора, очей
очарованье...» (П.)
Теперь о рифмовке. Существуют различные виды рифмовки. Парная (смежная)
рифмовка: «Ворон к ворону летит, Ворон ворону кричит: Ворон! Где б нам отобедать?
Как бы нам о том проведать?» (П.), Перекрестная рифмовка: «Я помню чудное
мгновенье, Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой
красоты» (П.) Кольцевая (опоясывающая) рифмовка: «Как конквистадор в панцире
железном, Я вышел в путь и весело иду, То отдыхая в радостном саду, То наклоняясь к
пропастям и безднам» (Г.)
Вы должны помнить само определение рифмы и определение строфы (такого типа
вопросы часто бывают в тесте). Виды строф: двустишие, терцет (трехстишие), катрен
(четверостишие), пятистишие, секстина (шестистишие), семистишие, восьмистишие
(октава), девятистишие (нона), десятистишие (децима), сонет (четырнадцатистишие – 2
катрена + 2 терцета). В романе «Евгений Онегин» так называемая «онегинская строфа» -
четырнадцатистишие, написанное четырехстопным ямбом, - три катрена с различной
рифмой и заключительное двустишие со смежной рифмой.
Вы должны научиться определять стихотворный размер. Один из вопросов теста
предполагает проверку этого навыка. Существуют двусложные размеры (ямб, хорей) и
трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест). На реальном экзамене чаще всего
предлагают стихи, написанные ямбом или хореем.
Ямб – это двусложный стихотворный размер, где первый слог безударный, второй –
ударный: «Мороз и солнце! День чудесный!» (П.) Ударение при этом считается в каждом
слове.
Хорей – это двусложный стихотворный размер, где первый слог – ударный, второй –
безударный: «Выхожу один я на дорогу, Сквозь туман кремнистый путь блестит...» (Л.)
Размер лучше всего определять по первой строфе, по первой строчке. Трехсложные
размеры (дактиль, анапест, амфибрахий) более сложны. Они чаще встречаются в лирике
Некрасова, Ахматовой, в лирике Маяковского – акцентный стих.
Вернуться на страницу «Тестовая часть ЕГЭ»
|
|
Подготовка к ЕГЭ по литературе в Нижнем Новгороде
Воспользуйтесь
авторской учебно-методической литературой, которая может помочь при подготовке к ЕГЭ по литуратуре.
|