|
|
Схема сочинения и фразы-связки, обеспечивающие плавность переходов между частями
Схема сочинения
Часть 1. Вступление. Обозначение основной проблемы текста
Часть 2. Комментарий к проблеме (2 примера из текста, цитаты, связь между
примерами – антитеза, причина-следствие, дополнение)
Часть 3. Обозначение авторской позиции
Часть 4. Комментарий художественных особенностей текста
Часть 5. Обозначение своей позиции (согласие с автором)
Часть 6. Аргумент из художественной литературы
Часть 7. Заключение. Общий вывод
Детальный анализ пунктов сочинения
Часть 1. Здесь вы обозначаете основную проблему текста (подумайте, о чем этот текст,
тема его и будет основной проблемой). Формулируя проблему всегда помните о том, что
вам нужен хороший литературный пример, полностью раскрывающий вашу
формулировку. Не нужно удаляться от содержания отрывка слишком далеко (иногда
можно чуть конкретизировать проблему (ср: проблема человечности и проблема
сохранения человечности в войну). Однако микротему брать не стоит (сложно будет
писать комментарий, можно запутаться при анализе авторской позиции и т. д.)
Часть 2. Далее следует комментарий к проблеме. Здесь вы можете проанализировать
текст, кратко пересказать сюжет, оценить героев. Имейте в виду, что если ваш текст
написан от 1 лица, то вы должны четко разграничить героя-рассказчика (положительный
или отрицательный персонаж, про него вы говорите только во 2 п.) и автора. Во всех
остальных пунктах уже фигурирует сам автор. Нужно привести не менее 2 примеров, дать
цитаты из отрывка. Однако перегружать сочинение цитатами не рекомендуется, цитаты
можете взять в виде словосочетаний или небольшого отрывка из предложения. В конце
этого пункта нужно показать связь между вашими примерами. Очень редко такие
примеры антитетичны, еще реже в них прослеживается причинно-следственная связь.
Поэтому выучим фразу-клише, подходящую практически для любого сочинения:
«Дополняя друг друга, все эти примеры подчеркивают значимость поставленной автором
проблемы».
Часть 3. Затем вы проясняете авторскую позицию, полностью раскрываете ее. Помните о
том, что авторская позиция всегда идеальна, автор презирает трусость и подлость,
осуждает ложь и жадность, не прощает героям жестокости и бездуховности.
Часть 4. Далее следует анализ средств художественной выразительности. Здесь целый
пункт может играть роль клише: «Текст В. Солоухина (Д. Гранина, М. Шолохова...) очень
яркий, интересный, образный, эмоциональный. Раскрывая свою позицию, автор
использует различные средства художественной выразительности: эпитет («...»),
метафору («...»).
Часть 5. Затем вы раскрываете свою позицию. Вы согласны с автором, объясните почему:
«Действительно, очень важно...». В этом пункте вы аргументируете свою позицию
общими рассуждениями.
Часть 6. Потом мы обращаемся к литературному аргументу: «Обратимся к примеру из
художественной литературы...». Некоторые преподаватели советуют не включать этот
пункт в сочинение. Однако 1 литературный аргумент в этом сочинении нам оставил
ФИПИ. И 24 балла за сочинение на ЕГЭ предполагают наличие в нем не 150, а 250-300
слов. К тому же это прекрасная возможность продемонстрировать свою эрудицию, умение
проводить литературоведческий анализ.
Часть 7. Последний пункт вашего сочинения - заключение, общий вывод. Оно
соотносится с проблемой. Можете подвести итог, отметить, в чем состоит разрешение
этой проблемы, к чему мы должны стремиться. Неплохо закончить свое сочинение
прозаической цитатой или цитатой из стихотворения.
Фразы-связки, обеспечивающие плавность переходов между частями сочинения
Часть 1. Начало 1 части: <…> Концовка 1 части: Именно эта проблема поставлена в
тексте Ю. Нагибина (В. Астафьева, В. Солоухина и т. д.)
Часть 2. Начало 2 части, фраза-связка: Размышляя над ней, автор обращается к вечному
сюжету, к воспоминаниям о юности, к картинам природы и т. д. <…> Концовка 2
части: Все эти примеры подчеркивают значимость поставленной автором проблемы.
Часть 3. Начало 3 части, фраза-связка: И позиция писателя здесь вполне определенна. <…>
Концовка 3 части: Таким образом, разрешение данной проблемы состоит в…
Часть 4. Начало 4 части, фраза-связка: Раскрывая свою позицию, автор использует
различные средства художественной выразительности… <…> Концовка 4 части: Все
это делает текст Ю. Нагибина очень ярким, взволнованным, эмоциональным. Автор
быстро завладевает вниманием читателя, пробуждая в нем искренний интерес.
Часть 5. Начало 5 части, фраза-связка: И я полностью разделяю точку зрения писателя.
Действительно, очень важно…. <…>
Часть 6. Начало 6 части, фраза-связка: Значимость этой проблемы понимали и русские
писатели. Вспомним сюжет романа… <…> Концовка 6 части (микровывод), авторская
позиция того писателя, произведение которого вы приводит в виде литературного
аргумента <…>
Часть 7. Таким образом, <…> Общий вывод.
Вернуться на страницу «Сочинение на ЕГЭ»
|
|
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в Нижнем Новгороде
Воспользуйтесь
авторской учебно-методической литературой, которая может помочь при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
|