8-910-381-70-92 
Контакты
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ в Нижнем Новгороде
oбразовательный сайт преподавателя
русского языка и литературы
Амелиной Елены Владимировны
О преподавателе
     Итоговое сочинение
     ОГЭ по русскому языку
     ЕГЭ по русскому языку
     ЕГЭ по литературе
     Банк критических материалов
  ГлавнаяЕГЭ по литературеТестовая часть ЕГЭ › Средства художественной выразительности, тропы

Тестовая часть ЕГЭ
     
Роды и жанры
     
Сюжет и композиция
     
Художественное направление и метод
     
Средства художественной выразительности, тропы
     
Стиховедение

Сочинения на ЕГЭ

Тренировочные тесты

Средства художественной выразительности, тропы и риторические фигуры

Тестовая часть проверяет ваше знание средств художественной выразительности, тропов и риторических фигур. Вы должны научиться находить в тексте эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворение и метонимию, литоту и гиперболу, иронию, оксюморон, антитезу, анафору и эпифору, градацию, парцелляцию, синтаксический параллелизм и т. д.

Причем эти понятия необходимы не только при анализе стихотворения, но и при выполнении тестовой части (есть вопросы, проверяющие знание тропов), а также при написании всех сочинений.

Эпитет – это красочное, эмоциональное определение, формально он чаще всего предстает собой сочетание прилагательного (причастия) и существительного («робкое сердце», «серебряный смех», «ослепительно-голубое небо», «малиновая улыбка», «мармеладное настроение» и т. д. Не будут являться эпитетами определения, выраженные относительным прилагательным («деревянный стул», «кожаный портфель»).

Сравнение представляет собой сравнительный оборот, в котором есть союзы «как», «словно», «будто», «как будто», «точно». Например: «Твои уста, как роза рдеют» (П.), «Будто кошка, выскочил Казбич из-за куста» (Л.), Луна взошла багряная, точно больная (Ч.) Сравнение может быть выражено творительным падежом существительного: «Градом (как град) посыпалась картечь» (Л.)

Метафора – это скрытое сравнение, она несет в себе переносный смысл: «Горит костер рябины красной...» (Е.), «И сердце вновь горит и любит...» (П.), «Глаголом жечь сердца людей...» (П.), «Парадом развернув моих страниц войска...» (М.) В составе метафоры чаще всего присутствует глагол, однако существуют метафоры и иного типа: «червь сомнения», «осень жизни», «ледяной тон» (метафорический эпитет).

Олицетворение – наделение неодушевленного предмета свойствами живого существа: «море смеялось» (Г.), «солнце улыбалось», «камыш шепчет», «зарыдали разливные бубенцы» (Е.), «Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года...» (П.). Олицетворение является видом метафоры.

Метонимия – это уменьшение словосочетания, трансформация его, перенос свойств предмета на другой на основании их смежности: «съел три тарелки» (супа), «читать Толстого» (произведения Толстого). Метонимия предполагает замену понятий: вместо Пушкина скажем «автор «Евгения Онегина», «Все флаги в гости будут к нам...» (страны) (П.), «На серебре, на золоте едал!» (использовал посуду из серебра и золота).

Литота – это выраженное приуменьшение: «мальчик-с-пальчик», «Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более наперстка...» (Гр.)

Гипербола – фигура, противоположная литоте, сильное преувеличение изображаемого явления: «великан размером с башню», «море слез», «щетки тридцати родов и для ногтей, и для зубов...» (П.) «...шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением» (Г.).

Ирония – скрытая авторская насмешка: «Отколе, умная, бредешь ты, голова?» (обращение к ослу) (Кр.) «Конечно, много бы можно сделать разных запросов... зачем воровка ключниица? зачем нечистоплотны и пьяницы слуги? зачем вся дворня спит немилосердым образом и повесничает? Но все это предметы низкие, а Манилова воспитана хорошо» (Г.)

Оксюморон – сочетание несовместимых понятий: «горячий снег», «мертвые души», «медный всадник», «живой труп», «пышное природы увяданье», «звонкая тишина».

Антитеза – противопоставление: «Они сошлись Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень. Не столь различны меж собой» (П), «Где стол был яств, там гроб стоит» (Д.)

Анафора – единоначалие: «Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза» (Е.), «Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел» (П.)

Эпифора – наличие одинаковых концовок в предложениях: « — Лес не тот! — Куст не тот! — Дрозд не тот!» (Ц.)

Градация – нарастание или ослабление признака в предложении: «не жалею, не зову, не плачу...» (Е.), раздался громкий, оглушительный, наводящий ужас на всю округу крик, «никто не даст нам избавленья, Ни бог, ни царь и ни герой» (П.)

Парцелляция – «рубленая фраза», расчленение предложения на самостоятельные отрезки: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» (Б). «Двенадцать бьёт. Четыре бьёт. И шесть. И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь. Плечом. На тучу. Тяжко. Опершись». (А.)

Синтаксический параллелизм – одинаково построенные фразы (по одной и той же синтаксической схеме): «Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?» (Л.) «Алмаз шлифуется алмазом, Строка диктуется строкой» (Н.)

Вернуться на страницу «Тестовая часть ЕГЭ»

Подготовка к ЕГЭ по литературе в Нижнем Новгороде

Воспользуйтесь авторской учебно-методической литературой, которая может помочь при подготовке к ЕГЭ по литуратуре.

Позвонить: 8-910-381-70-92
Написать: info@ege-nn.ru
© 2014-2023 Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку
и литературе в Нижнем Новгороде, www.ege-nn.ru
Условия копирования
О сайте | Карта сайта | Обратная связь Яндекс.Метрика