8-910-381-70-92 
Контакты
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ в Нижнем Новгороде
oбразовательный сайт преподавателя
русского языка и литературы
Амелиной Елены Владимировны
О преподавателе
     Итоговое сочинение
     ОГЭ по русскому языку
     ЕГЭ по русскому языку
     ЕГЭ по литературе
     Банк критических материалов
  ГлавнаяЕГЭ по русскому языкуСочинение на ЕГЭ › Схема сочинения и фразы-связки

Орфоэпия на ЕГЭ

Орфография на ЕГЭ

Пунктуация на ЕГЭ

Культура речи на ЕГЭ

Работа с текстом на ЕГЭ

Сочинение на ЕГЭ
     
Алгоритм написания сочинения
     
Схема сочинения и фразы-связки

Схема сочинения и фразы-связки, обеспечивающие плавность переходов между частями

Схема сочинения

Часть 1. Вступление. Обозначение основной проблемы текста
Часть 2. Комментарий к проблеме (2 примера из текста, цитаты, связь между примерами – антитеза, причина-следствие, дополнение)
Часть 3. Обозначение авторской позиции
Часть 4. Комментарий художественных особенностей текста
Часть 5. Обозначение своей позиции (согласие с автором)
Часть 6. Аргумент из художественной литературы
Часть 7. Заключение. Общий вывод

Детальный анализ пунктов сочинения

Часть 1. Здесь вы обозначаете основную проблему текста (подумайте, о чем этот текст, тема его и будет основной проблемой). Формулируя проблему всегда помните о том, что вам нужен хороший литературный пример, полностью раскрывающий вашу формулировку. Не нужно удаляться от содержания отрывка слишком далеко (иногда можно чуть конкретизировать проблему (ср: проблема человечности и проблема сохранения человечности в войну). Однако микротему брать не стоит (сложно будет писать комментарий, можно запутаться при анализе авторской позиции и т. д.)

Часть 2. Далее следует комментарий к проблеме. Здесь вы можете проанализировать текст, кратко пересказать сюжет, оценить героев. Имейте в виду, что если ваш текст написан от 1 лица, то вы должны четко разграничить героя-рассказчика (положительный или отрицательный персонаж, про него вы говорите только во 2 п.) и автора. Во всех остальных пунктах уже фигурирует сам автор. Нужно привести не менее 2 примеров, дать цитаты из отрывка. Однако перегружать сочинение цитатами не рекомендуется, цитаты можете взять в виде словосочетаний или небольшого отрывка из предложения. В конце этого пункта нужно показать связь между вашими примерами. Очень редко такие примеры антитетичны, еще реже в них прослеживается причинно-следственная связь. Поэтому выучим фразу-клише, подходящую практически для любого сочинения: «Дополняя друг друга, все эти примеры подчеркивают значимость поставленной автором проблемы».

Часть 3. Затем вы проясняете авторскую позицию, полностью раскрываете ее. Помните о том, что авторская позиция всегда идеальна, автор презирает трусость и подлость, осуждает ложь и жадность, не прощает героям жестокости и бездуховности.

Часть 4. Далее следует анализ средств художественной выразительности. Здесь целый пункт может играть роль клише: «Текст В. Солоухина (Д. Гранина, М. Шолохова...) очень яркий, интересный, образный, эмоциональный. Раскрывая свою позицию, автор использует различные средства художественной выразительности: эпитет («...»), метафору («...»).

Часть 5. Затем вы раскрываете свою позицию. Вы согласны с автором, объясните почему: «Действительно, очень важно...». В этом пункте вы аргументируете свою позицию общими рассуждениями.

Часть 6. Потом мы обращаемся к литературному аргументу: «Обратимся к примеру из художественной литературы...». Некоторые преподаватели советуют не включать этот пункт в сочинение. Однако 1 литературный аргумент в этом сочинении нам оставил ФИПИ. И 24 балла за сочинение на ЕГЭ предполагают наличие в нем не 150, а 250-300 слов. К тому же это прекрасная возможность продемонстрировать свою эрудицию, умение проводить литературоведческий анализ.

Часть 7. Последний пункт вашего сочинения - заключение, общий вывод. Оно соотносится с проблемой. Можете подвести итог, отметить, в чем состоит разрешение этой проблемы, к чему мы должны стремиться. Неплохо закончить свое сочинение прозаической цитатой или цитатой из стихотворения.

Фразы-связки, обеспечивающие плавность переходов между частями сочинения

Часть 1. Начало 1 части: <…> Концовка 1 части: Именно эта проблема поставлена в тексте Ю. Нагибина (В. Астафьева, В. Солоухина и т. д.)

Часть 2. Начало 2 части, фраза-связка: Размышляя над ней, автор обращается к вечному сюжету, к воспоминаниям о юности, к картинам природы и т. д. <…> Концовка 2 части: Все эти примеры подчеркивают значимость поставленной автором проблемы.

Часть 3. Начало 3 части, фраза-связка: И позиция писателя здесь вполне определенна. <…> Концовка 3 части: Таким образом, разрешение данной проблемы состоит в…

Часть 4. Начало 4 части, фраза-связка: Раскрывая свою позицию, автор использует различные средства художественной выразительности… <…> Концовка 4 части: Все это делает текст Ю. Нагибина очень ярким, взволнованным, эмоциональным. Автор быстро завладевает вниманием читателя, пробуждая в нем искренний интерес.

Часть 5. Начало 5 части, фраза-связка: И я полностью разделяю точку зрения писателя. Действительно, очень важно…. <…>

Часть 6. Начало 6 части, фраза-связка: Значимость этой проблемы понимали и русские писатели. Вспомним сюжет романа… <…> Концовка 6 части (микровывод), авторская позиция того писателя, произведение которого вы приводит в виде литературного аргумента <…>

Часть 7. Таким образом, <…> Общий вывод.

Вернуться на страницу «Сочинение на ЕГЭ»

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в Нижнем Новгороде

Воспользуйтесь авторской учебно-методической литературой, которая может помочь при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Позвонить: 8-910-381-70-92
Написать: info@ege-nn.ru
© 2014-2023 Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку
и литературе в Нижнем Новгороде, www.ege-nn.ru
Условия копирования
О сайте | Карта сайта | Обратная связь Яндекс.Метрика